В парламенте считают, что Украине пора перенимать опыт Европы, где строгость наказания за вождение в нетрезвом виде зависит от количества выпитого, а также последствий поездки «под мухой»
В конце прошлого года в Украине заметно ужесточились наказания за вождение автомобиля в нетрезвом виде. Если проверка на алкотестере покажет в выдохе водителя более 0,2 промилле, ему придется заплатить штраф 3,4-6 тысяч гривен (есть также риск на 1-2 года лишиться прав). Увы, в минувшие праздники пьяных за рулем меньше не стало. Скажем, в новогоднюю ночь киевские гаишники задержали почти 90 человек, но очевидно, что это лишь «верхушка айсберга».
Неужели ужесточать штрафы и дальше? В парламенте считают, что иного выхода нет, однако нельзя одинаково строго наказывать водителя за бокал пива или литр водки. Пора разграничить мерзавцев, садящихся за руль в невменяемом состоянии, и обычных людей, у которых еще не до конца выветрились остатки вчерашнего, а часто и позавчерашнего застолья. В Европе (куда мы так стремимся) действует градация штрафов в зависимости от степени опьянения, а также обстоятельств задержания (нарушал правила или просто потихоньку ехал домой). Скажем, во Франции слегка подвыпивший водитель может отделаться штрафом в полторы сотни евро, а вот сильно пьяный заплатит четыре с половиной тысячи да еще рискует угодить за решетку.
На рассмотрение Верховной Рады уже вынесен законопроект, предлагающий перейти на европейский опыт борьбы с пьянством за рулем. Прежде всего, допустимую дозу алкоголя у водителя планируется увеличить с 0,2 до 0,3 промилле. При дозе от 0,3 до 0,5 промилле человек будет считаться трезвым, но «употреблявшим». Штрафовать таких автомобилистов после проверки на алкоголь не станут, однако в случае совершения ДТП виновнику припомнят его «условную трезвость». Похожая система, к слову, существует в Германии: условно разрешено 0,5 промилле, но, если нарушил правила или угодил в аварию, разрешенный лимит алкоголя сразу снижается до 0,3 промилле. Считается, что человеку нужно оставить возможность добраться домой после выпитых за ужином в ресторане пары бокалов вина или пива… Но при этом водитель обязан помнить, что находится в «группе риска», и должен ехать осторожнее обычного.
Содержание алкоголя от 0,5 до 1,5 промилле в Украине будет считаться легкой степенью опьянения. Наказывать за нее планируют по действующим сейчас «тарифам». А вот за среднюю степень — до 2,5 промилле — штраф вырастет до 8,5 тысячи гривен, а срок лишения прав — с двух до трех лет.
Сильная и тяжкая степени опьянения чреваты штрафами в 12-17 тысяч гривен, длительным лишением прав и даже ограничением свободы на 3-4 года! Соответственно ужесточат наказания за ДТП с тяжкими последствиями. При содержании алкоголя более 1,5 промилле виновника аварии со смертельным исходом могут посадить на 5-10 лет с конфискацией автомобиля. А пьяных водителей, угробивших нескольких человек, — и на 15 лет.
В свою очередь эксперты отмечают, что перед тем как вновь менять законодательство, Госавтоинспекции не мешало бы закупить достаточное количество алкотестеров. В противном случае извечная украинская коррупция вновь испортит разумную, на первый взгляд, идею.
Мнения автомобилистов по поводу законопроекта разделились
Одни автомобилисты считают идею правильной, а другие думают, что такие новшества увеличат количество нетрезвых водителей.
Водитель Руслан считает, что если мы хотим в Европу, то и законы у нас должны быть европейскими.
«В Украине давно нужно принять такой законопроект, - говорит Руслан. – Ведь в большинстве европейских стран содержание алкоголя в организме водителя до 0,5 промилле – это норма.
То есть если ты выпил бутылку пива и тебя остановили сотрудники ГАИ, то уже не придется от них откупаться».
Автомобилист Максим уверен, что наш менталитет отличается от европейского и поэтому увеличение допустимой нормы алкоголя ни к чему хорошему не приведет.
«Наши люди не умею себя контролировать, - уверен Максим. – Там где одна бутылка, там и две, с мыслью «мало ли, а друг пронесет!».
В конце прошлого года за вождение в нетрезвом состоянии ужесточили наказание
Закон Украины «О внесении изменений в статью 130 Кодекса Украины об административных правонарушениях относительно усиления ответственности за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения » вступил в силу с 14 декабря минувшего года.
Допустимый уровень содержания алкоголя установлен в 0,2 промилле. За управление транспортным средством в нетрезвом виде для водителей предусмотрен штраф от 3400 до 5950 гривен, или лишение права управления авто на срок от одного до двух лет, или административный арест на срок от 7 до 10 суток.
Повторное совершение такого нарушения влечет за собой: для водителей лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до трех лет с возмездным изъятием транспортного средства или без такового. Или же админарест на срок от 10 до 15 суток с оплачиваемым изъятием транспортного средства или без такового.
Совершение указанного правонарушения человеком, который дважды в течение года подвергался административному взысканию за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, за отказ от прохождения в установленном порядке осмотра на состояние алкогольного опьянения, влечет за собой лишение права управления транспортными средствами на срок до десяти лет с возмездным изъятием транспортного средства. Для других - административный арест на срок от 10 до 15 суток с оплачиваемым изъятием транспортного средства.
За рубежом
В Великобритании самые высокие штрафы, а в Японии наказывают пассажиров, севших за руль к пьяному водителю
По общеевропейской системе Правил дорожного движения допустимый уровень содержания алкоголя не должен превышать 0,5 промилле. Такая норма установлена почти во всех странах Европы.
В Великобритании, Лихтенштейне, Люксембурге, Сан-Марино можно употреблять до 0,8 промилле.
В некоторых европейских странах утверждена "нулевая толерантность к алкоголю", то есть 0,0 промилле. Это правило действует в Чехии, Словакии, Венгрии и Румынии. Ранее подобная мера применялась и в Хорватии, однако под давлением туристических работников закон был изменен, и сейчас предельно допустимый уровень алкоголя в крови водителя составляет 0,5 промилле. Однако, если подвыпивший водитель нарушит правила движения или попадет в аварию, там также срабатывает принцип "нулевой толерантности".
В Германии водитель, попавшийся впервые, платит 500 евро, второй раз – 1000 евро, третье нарушение обходится в 3000 евро. Там установлено ограничение в 0,5 промилле, но водителям со стажем менее двух лет или не достигшим 21 года и водителям такси садиться за руль даже с небольшим содержанием алкоголя в крови категорически запрещено. Если произошла авария, наказание грозит при любом отличном от нуля содержании алкоголя.
Главные трудности поджидают злостных нарушителей (тех, кто пойман в третий раз, или тех, кто сел за руль, превысив дозу в 1,6 промилле алкоголя в крови). Их заставляют за свой счет пройти экспертизу на пригодность.
В Великобритании самые большие в Европе штрафы за нетрезвое вождение – 7200 евро.
Во Франции за вождение в нетрезвом виде грозит повестка в суд и штраф от 135 евро (до 0,8 промилле), 4500 евро за превышение 0,8 промилле и до 30 тысяч евро, если было ДТП. При тяжких последствиях – 150 тысяч евро и 10 лет тюрьмы. Все автомобилисты Франции должны возить с собой набор для проверки водителя на содержание алкоголя в крови — им нужно пользоваться перед тем, как сесть в автомобиль. Отсутствие при себе такого набора влечет штраф.
В скандинавских странах за серьезные нарушения, к которым относится вождение в нетрезвом состоянии, штрафы взимают по индивидуальным тарифам – в процентах от дохода и с учетом финансового состояния человека.
В Дании у водителя, трижды пойманного на нетрезвом вождении, конфискуют машину.
В Испании допустимое содержание алкоголя в крови – 0,5 промилле. Езда под воздействием алкоголя выше допустимого уровня либо отказ от взятия у водителя полицейской пробы на содержание в организме алкоголя наказывается штрафом от 302 до 602 евро.Нарушителям также может грозить тюремное заключение до 2 лет.
В США допустимое содержание алкоголя в крови – 0,8 промилле (для водителей старше 21 года). В зависимости от законодательства того или иного штата нормы могут быть разными.
В США водитель, впервые пойманный в нетрезвом виде (и не ставший причиной аварии), отделается штрафом в 300 долларов и лишением прав на полгода. Если он попадается полицейским второй раз в течение десяти лет, штраф может доходить до пяти тысяч долларов, в третий – до 10 тысяч долларов. Повторное преступление также наказывается тюремным заключением на срок от 48 часов до полугода либо общественными работами.
Если нетрезвый водитель стал причиной ДТП со смертельным исходом, он получит 10 лет тюрьмы.
В Японии действует "сухой закон" для водителей. В стране наказывают не только самих пьяных водителей, но и пассажиров, севших к ним в автомобиль. Если водитель окажется нетрезвым, каждый его совершеннолетний пассажир должен заплатить штраф, эквивалентный 3000 долларов. Исключение не делается даже для пассажиров маршрутных и туристических автобусов. Водителю же грозит как минимум 8700 долларов штрафа или пять лет тюрьмы.
Водителя могут пожизненно лишить прав, если он, управляя авто в пьяном виде, сбил насмерть одного и более пешеходов.
В Японии бармен не имеет права даже продавать алкогольные напитки, если знает, что посетитель за рулем. За такой проступок бар могут лишить лицензии.
Светлана Горулько