С осени на дорогах появятся камеры, а водителям будут начислять баллы.
Осенью украинских водителей ждут сюрпризы. В МВД обещают до октября установить 5000 камер на дорогах, после чего снова начнут приходить "письма счастья", а рассчитаться за нарушения можно будет баллами. "Сегодня" разобралась, как изменится жизнь на дорогах страны и сработает ли новшество в украинских реалиях.
КОНТРОЛЬ. Год назад ВР приняла закон, предусматривающий возвращение системы автофиксации нарушений ПДД. Напомним, ее уже запускали в 2008 году, но в 2010-м Конституционный суд признал видеофиксацию незаконной. Оставшиеся камеры сейчас, по словам спикера МВД Артема Шевченко, работают в режиме обычного видеонаблюдения, но при запуске нового проекта их снова начнут использовать по назначению.
Перед новым запуском 4 июля уже провели экперимент: две камеры установили в Одессе и еще одну в Киеве. "За шесть часов тестового режима на трех камерах зафиксировано нарушений на сумму штрафов около 3 млн грн", — заявил глава МВД Арсен Аваков. В планах — до октября установить около 5 тыс. камер по всей Украине, хотя в Нацполиции прогнозируют: в полную силу они заработают в следующем году. На установку и наладку, по словам Авакова, нужно несколько миллиардов долларов, а поскольку денег в бюджете нет, то МВД планирует провести конкурс инвесторов.
Камеры будут фиксировать семь видов нарушений: превышение скорости, езда на красный, езда по встречной полосе, нарушение правил парковки, движение по тротуарам, полосам общественного транспорта, нарушение правил движения через ж/д переезд.
По словам замглавы Нацполиции Константина Бушуева, это позволит снизить аварийность на 30%. "По всей стране есть 2000 опасных и аварийных участков, которые мы планируем оборудовать камерами в первую очередь. Эти места в основном в крупных городах", — говорит Шевченко.
БЕЗ ЧЕЛОВЕКА. В свою очередь глава Ассоциации безопасности дорожного движения Михаил Берлин говорит, что такая система будет работать только в случае, если из процесса убрать человека: "Система должна работать автоматически. То есть чтобы и чиновник любого уровня, и обычный человек получали штраф. Не должно быть человека, который будет их сортировать. Так это работает во всем мире". Но, по словам Авакова, камера будет фиксировать нарушение, после чего данные передадут в центр обработки данных Нацполиции, а полученная информация будет обрабатываться полицейским. Уже после его анализа выносится электронное административное постановление, которые и отсылается нарушителю. В свою очередь юрист Вадим Володарский считает, что система обречена на провал. "У нас примерно 40% автомобилей проданы по доверенности. Плюс люди иногда одалживают машину родственникам или друзьям. В конце концов она может быть в угоне. У нас в законе прописана ответственность собственника, независимо от того, кто нарушил ПДД. Этот тот же принцип, который в прошлый раз оспорил Конституционный суд. И люди будут массово ссылаться именно на то его решение, когда к ним начнут приходить новые "письма счастья". И ничего не помешает им оспорить все эти квитанции в суде. Так что ничего работать и в этот раз не будет", — отмечает он.
БАЛЛЫ. Также со стартом работы камер каждый водитель сможет рассчитываться за нарушения баллами. Напомним, в начале года каждый шофер получит 150 баллов на год. В Админкодексе будут прописаны нарушения на дороге и количество снимаемых за них баллов. Например, за превышение скорости на 20 км/ч отберут 50 баллов (эквивалент штрафа в 255 грн). То есть только четвертое такое нарушение будет наказываться непосредственно денежным штрафом. Юристы считают, что такие "бонусы" вводить опасно, ведь они дают право водителям какое-то время безнаказанно нарушать ПДД.