Пожалуй, на рынке всевозможных автомобильных вещей нет ничего более противоречивого, чем присадки. Если верить рекламе — одним движением руки в двигателе с небольшой емкостью можно поднять мощность, снизить расход топлива и увеличить моторесурс. В интернете же регулярно появляются фотострашилки с доведенными до капремонта или полной негодности узлами автомобиля как раз после использования присадок. Мы решили разобраться, как обстоят дела на самом деле.
ЧИСТЯЩИЕ: спасают от шлаков, но засоряют масляный двигатель
Предназначены для очистки агрегатов от накопившихся внутри сажи, нагара и т. п. Они со временем забивают каналы, ухудшая циркуляцию масла и снижая эффективность работы системы смазки. Кроме того, слой нагара может вызвать перегрев двигателя.
Чистящие присадки можно разделить на "пятиминутки" и длительного воздействия. Первые заливаются в двигатель непосредственно перед заменой масла, а вторые — в бензобак за 100—500 км до замены. Эффективность обеих примерно одинакова — какую выбрать? Здесь нужна логика. Ведь нагару и прочим отложениям, вымываемым из двигателя, нужно куда-то деваться — они, передвигаясь по системе смазки, попадают в масляный фильтр и засоряют его. Поэтому первый вариант можно выбрать, если через пять минут фильтр вместе с маслом подлежат замене. А "долгоиграющие" присадки, кроме долгой работы, еще и очищают топливную систему.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ: меняют химический состав смеси
Их задача — снизить износ трущихся деталей за счет образования защитной пленки. С ними стоит быть поаккуратнее, ведь любое современное моторное масло уже содержит целый набор присадок. Добавление еще одной гарантированно приводит к изменению химического состава смеси "масло + новая присадка". Получившаяся новая смесь непредсказуема: резко возрастает риск того, что масло уже не будет обеспечивать необходимый для смазки набор параметров. Положительный эффект, скорее всего, будет: присадка действительно создаст некий слой на деталях. Но со временем смазка моторным маслом, потерявшим свои свойства из-за изменения химсостава, может привести к серьезнейшим поломкам.
АНТИФРИКЦИОННЫЕ: хороши для авто с большим пробегом
Их задача — снизить трение деталей, причем выпускаются они как для двигателя, так и для деталей трансмиссии — коробки передач, ведущих мостов. Такие присадки нередко есть в ассортименте мировых производителей масел. Их применение дает положительный эффект в автомобилях со значительным пробегом. Нужно лишь внимательно отнестись к выбору — присадки для бензиновых или дизельных двигателей, механических и автоматических трансмиссий отличаются по составу.
РЕСТАВРАЦИОННЫЕ: находка для нечестных продавцов машин
Очень схожи на профилактические, но эффект от них ярче. Предназначены для двигателей с большим пробегом. Такие присадки создают защитный слой, уменьшая зазоры между трущимися деталями. Так решаются две основные проблемы моторов с большим износом: увеличивается компрессия и снижается расход масла. Правда, ненадолго: дальше ситуация будет развиваться так же, как и с профилактическими присадками. Поэтому основные потребители таких присадок — продавцы подержанных машин, которые так маскируют реальное состояние двигателя. Выяснить обман при покупке невозможно: проверка СТО ничего не найдет. Все вскроется после первой замены масла.
К ГИДРОКОМПЕНСАТОРАМ: чтобы снизить уровень шума без больших трат
Неприятный шум гидрокомпенсаторов — проблема многих бюджетных авто с пробегом. Их замена дорого стоит, поэтому здесь применение спецприсадок оправдано.
ГЕРМЕТИКИ: средства лишь на крайний случай, чтобы доехать до СТО
Нужны при утечках масла и охлаждающей жидкости. В первом случае они восстанавливают эластичность сальников и прокладок, позволяя им выполнять свои герметизирующие функции. Естественно, это временное решение перед ремонтом. То же касается и присадок, герметизирующих систему охлаждения, только здесь речь идет уже о течи радиатора из-за повреждения. Такие присадки — лотерея: ведь они могут не только устранить течь, но и нарушить циркуляцию жидкости. Так что они — лишь крайнее средство, чтобы доехать до СТО.
ЧУДО-ВАРИАНТЫ
Да, есть и такие, если верить рекламе. Снижение расхода топлива на 30—50%, увеличение интервала замены масла в несколько раз — чего они только не обещают. На самом деле все это не более чем мошенничество. В лучшем случае эффекта от применения подобной химии просто не будет. В худшем — у автовладельца будет возможность ознакомиться с внутренним устройством двигателя, в котором масло пережило несколько интервалов замены. И — прайсом на его ремонт.
Современные моторные и трансмиссионные масла обеспечивают агрегатам оптимальные условия работы. Поэтому применение всевозможных присадок в новых автомобилях вряд ли может иметь оправдание. Гораздо эффективнее с точки зрения заботы о продлении ресурса немного снизить интервалы замены масла, а также заливать качественное топливо. А большинство присадок — лишь отсрочка ремонта для авто с подходящим к исходу ресурсом. Причем отсрочка, которая в итоге может стоить немалых денег — ведь чудес не бывает.
Источник: Сегодня