Если Рада примет соответствующие законы, электрокары подешевеют на 20%, а срок пребывания в Украине авто на иностранных номерах увеличат.
Уже в 2016 году украинский авторынок начал стабилизироваться после двух лет падения. Так, если в прошлом году украинцы купили 46 тыс. автомобилей, то в этом прогнозируют рост продаж до 58 тыс. машин. Станут ли автомобили доступней и что ждет авторынок в 2017 году узнавал "Сегодня.ua".
Почему украинцы будут покупать больше автомобилей?
Несмотря на то, что украинцы стали покупать больше автомобилей, до показателей 2013 года еще далеко, отмечают эксперты. До экономического кризиса и военных действий в Украине продавалось более 200 тыс. автомобилей в год - в три с половиной раза больше, чем сейчас. В 2017 году продажи автомобилей могут вырасти на 35% от нынешнего уровня, считает генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. Но есть и пессимистические прогнозы. "Если Рада будет пытаться изменить авторынок, импортеры будут его покидать. Уже "Хонда Украина" закрылась, китайские импортеры, тот же BYD ушел из нашего авторынка", – поясняет Олег Назаренко.
В 2017 году украинцы начнут покупать автомобили за счет отложенного спроса – почти два года украинцы не делали крупных покупок из-за нестабильной экономической и политической ситуации. В связи с тем, что гривна стабилизировалась, украинцы начнут вкладывать деньги в крупные покупки: авто и недвижимость, считает эксперт.
"Военно-политическая ситуация в стране была нестабильна и очень много людей откладывали покупку автомобилей. Сейчас растут не только продажи на рынке новых автомобилей, но и бытовой техники, недвижимости. Жизнь в государстве стабилизируется, и люди начинают вкладывать деньги в вещи длительного спроса", – считает Олег Назаренко.
Станут ли автомобили дешевле
В проекте бюджета Украины на 2017 год заложен среднемесячный курс доллара в 27,2-27,7 гривны – на 2 гривны больше, чем сегодня, что скажется и на цене автомобилей, привязанной к твердой валюте. Хотя по соглашению о зоне свободной торговли в 2017 года Украина должна уменьшить пошлинный сбор на 1 процентный пункт с нынешних 10%, такое уменьшение пошлины лишь незначительно повлияет на стоимость автомобиля. Учитывая ожидаемую инфляцию на уровне 8,1%, стоимость бензиновых и дизельных авто вряд ли уменьшиться. Однако более доступными автомобили могут стать за счет снижения ставок кредитования банками, да и многое будет зависеть от договоренностей импортеров с производителями.
"Стоимость автомобилей – это непрогнозируемая вещь. Все зависит от того, как импортеры договорятся с производителями. Мы прекрасно понимаем, что производители на больших рынках не хотят терять позиций, и готовы продавать машины практически по себестоимости. Это, например, в РФ и США. В Украине и так позиция производителей достаточно взвешенная. Например, в автосалонах Парижа бренды автомобилей дороже, чем в Киеве", – говорит Олег Назаренко.
На поддержанные автомобили на топливе останутся те же льготные ставки акцизов, которые введены в Украине с 1 января в 2016 года. Важно отметить, что 2017 – последний год действия экостандарта Евро-5, пока можно импортировать автомобили возрастом до пяти лет. С 2018 года в Украине вступит в силу стандарт Евро-6, тогда в Украину можно будет ввозить только автомобили не старше 2-3 лет, которые стоят дороже.
Электрокары могут значительно подешеветь
Единственные автомобили, которые могут существенно подешеветь – это электрокары. В 2016 году темпы роста рынка электрокаров в Украине обогнали Польшу и Россию. В Верховной Раде уже лежит законопроект об отмене НДС на электромобили. Если законопроект примут, электрокары станут на 20% дешевле. Например, Nissan Leaf 2010 года выпуска стоит 450 434 грн, если отменят НДС, его стоимость снизится до 360 347 грн.
Но пока в Украине на авторынке дефицит электрокаров из-за проблем с сертификацией американских машин, поскольку они не соответствуют европейским стандартам безопасности. По прогнозам СЕО ElectroCars Александра Кравцова, если данный вопрос будет решен, в 2017 году рынок электрокаров продолжит рост.
"Если до конца года сертификационные войны прекратятся, а также, возможно, депутаты проголосуют за льготы на электрокары, будет новый толчок на рынке. Количество электрокаров на дорогах вполне вероятно увеличится до 4 тысяч. Это будут электрокары с пробегом из США. Nissan Leaf 2013 года можно будет купить за 13 тыс. долларов, а средняя стоимость за модели будет где-то 15 тыс., все-таки 30 тыс. долларов за новый Leaf – недоступна цена для большинства. Мы все еще считаем отмену НДС на несколько лет лучшим и самым эффективным стимулом развития рынка электрокаров", – отмечает СЕО ElectroCars Александр Кравцов.
Правила нахождения в Украине нерастаможенных авто могут изменить
Чтобы не растаможивать автомобили, купленные в Европе, жители приграничных районов каждые пять дней вынуждены пересекать границу. Из-за этого на пунктах с Польшей часто возникают крупные очереди. В 2017 году правила нахождения авто с иностранной регистрацией могут упростить. В Верховной Раде зарегистрирован соответствующий законопроект, который находится на рассмотрении в Комитете налоговой и таможенной политики. По словам главы комитета Нины Южаниной, после его принятия, в Украине могут продлить сроки нахождения автомобилей с иностранной регистрацией за определенную ежемесячную плату. Сейчас депутаты решают ее размер.
"Предложение Геннадия Москаля в том, чтобы пользователи транспортных средств на иностранных номерах уплачивали всего 10 евро в месяц, освобождались от необходимости растаможивать свои автомобили, ввезенные из-за границы", – отмечает она.
Кроме того, в Раде еще зарегистрировано четыре законопроекта, которые предлагают увеличить срок пребывания в Украине таких автомобилей с нынешних пяти дней до месяца и даже до года. Так, законопроект №1393 предлагает увеличить срок транзита для автомобилей до 30 дней, законопроект №1393-1 – до 60, а в проекте закона №4437 предлагается увеличить срок до 30 дней за 408 грн/мес. Законопроекты №2359а и №4223 разрешает гражданам Украины ввозить автомобиль с иностранной регистрацией на год.