Украинские водители в ближайшее время могут столкнуться с большим количеством аварий, опасаются юристы.
Они считают, что рост количества ДТП спровоцирует вступивший в силу 28 апреля закон №4246: им вносятся изменения в статью 41 закона о дорожном движении — меняется правило проезда перекрестков в ходе кругового движения, пишет UBR.
До нового закона водители придерживались знаковnглавной либо второстепенной дороги, а также светофоров. Новый же закон отметает эти правила, и ставит во главу угла одно условие — приоритет имеет только тот автомобиль, который успел выехать на круг и начал движение по нему. Все остальные машины должны уступать ему дорогу. Даже если у них сработал "зеленый" свет светофора или стоит знак главной дороги — это больше не играет никакой роли.
"Из-за того, что местные власти до сих не сняли на кругах светофоры и знаки главной дороги, которые должны соблюдать автомобили при движении, на украинских дорогах возникает опасная ситуация. Знаки не совпадают с требованиями нового законодательства", — отмечает старший партнер адвокатской компании "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец.
В подзаконные акты чиновники также до сих пор не внесли никаких изменений. Кабмин не издал соответствующего постановления, которым утверждаются правила дорожного движения, так что водителям не начали продавать ПДД с новой нормой по проезду кругового движения.
По закону, у правительства есть 30 дней на утверждение нового постановления, и вероятнее время, до появления этого документа власти на местах не начнут снимать лишние знаки на кругом движении. Первая декада мая показала, что чиновники не собираются торопиться.
"Из-за нарушения правил можно получить непонятные последствия. Теперь водитель, проехавший на красный свет по кругу перекрестка и совершивший ДТП, чтобы избежать привлечения к административной ответственности, сможет обоснованно утверждать, что действовал строго в рамках закона и светофор установлен с нарушением норм закона. Хотя, исходя из категоричности норм закона, все светофоры и знаки, в ночь с 27 на 28 апреля, надо было снять", — отметил юрист Валентин Богунов.
Закон — прежде всего
Из-за того, что новый закон противоречит действующим в Украине ПДД и знакам на дорогах, водителям станет намного сложнее судиться после аварий на круговом движении. Ведь каждый водитель будет исполнять какой-то документ: тот, кто выехал из-под знака главной дороги — будет ссылаться на действующие правила дорожного движения, а тот ехал по кругу и получил удар в бок — на новый закон.
Но юристы уверяют, что суды будут ориентироваться на новый закон, а не на проставление Кабмина. "Суды будут ориентироваться на норму закона. В ситуации, когда один водитель ехал по закону, а второй — ориентируясь на знаки или светофор, правы вроде бы оба. Но суды будут в пользу тех, кто ехал по закону. С коллизией норм может столкнуться любая сторона, и это будет давать основания страховой компании отказывать или затягивать возмещение и страховые выплаты", — предупредил Богунов.
Водителям станет намного сложнее судиться после аварий на круговом движении.
"Не исключено, что может сложиться и противоречивая практика в судах. То, что новые нормы не детализированы пока в ПДД, это существенный вопрос. Но закон при этом, всегда выше любого постановления КМ", — добавил адвокат Виктор Мороз.
Водителям советуют проверить свои страховые договоры и стараться на всякий случай по чаще подстраховываться и уступать дорогу. Ведь, как известно, в страховых исключениях многих компаний есть такой пункт как "злостные нарушения ПДД". И несвоевременный выезд на круг вполне может попасть в категорию "злостных" случаев. В итоге водители могут остаться без страховой выплаты, и будут вынуждены за свои деньги чинить авто.
Хотя в безвыходной ситуации можно попробовать возместить свои потери с третьей стороны. "Нужно подавать иск против служб, которые не поменяли дорожные знаки, хотя обязаны были это сделать по новому закону. Упирать нужно именно на это — на то, что не были выполнены новые требования. Потому они должны возмещать водителю убыток", — подчеркнул Ростислав Кравец.
Дорогие экспертизы
В случае спорных ситуаций, помимо законодательных норм и действующих правил на момент ДТП, для вынесения решений особую важность приобретет автотехническая техническая экспертиза. Она поможет доказать, мог ли водитель избежать аварийной ситуации.
Если экспертизу не провести на месте "по горячим следам", то ее выводы могут быть не совсем достоверны. "Можно проводить экспертизу и по фото с места происшествия. Но здесь очень важно, как зафиксированы все моменты расположения авто, характер повреждений, насколько компетентен и внимателен специалист. Когда-то проводили экспертизу для клиента, и как рассказал инспектор, такая экспертиза не совсем правильная. Она не на 100% достоверна. Проще делать сразу на месте", — объяснил Мороз.
К тому же такая экспертиза займет несколько недель и обойдется чуть дороже — 4 – 5 тыс. грн., а не 3 – 4 тыс. как экспертиза на месте.
Некачественная экспертиза также угрожает проигрышем судебного спора, что обернется дополнительными тратами на судебные издержки. Сегодня за подачу иска в суд человек должен заплатить пошлину в размере 1% от цены иска, но не меньше 0,4% прожиточного минимума или максимально — 5 минимальных прожиточных минимумов. При цене иска, например, в 5 тыс. грн. пошлина может колебаться от 640 грн. до 8 тыс. грн.
Если иск подает юрлицо против человека, пошлина составит 1,5% иска, но не меньше 1 прожиточного минимума в 1600 грн. При этом верхняя граница в данном случае не ограничена. "Если машина стоит 2 млн грн, то предстоит заплатить 1,5% от суммы. В случае выигрыша дела, сбор возвращает виновная сторона. Если этой стороной будет обычное физлицо, оно "влетит" на круглую сумму", — подчеркнул управляющий партнер ЮФ "Можаев и партнеры" Михаил Можаев.