Помимо широко обсуждаемого запрета в Украине социальных сетей, российских сайтов и ПО, в санкционный список попала и другая продукция из РФ.
Всего в этом перечне почти 500 юрлиц, среди которых оказались и российские автомобильные производители ПАЗ, ГАЗ и КАМАЗ, передает UBR.
Меньше всего от санкций пострадал последний. Так, если КАМАЗу ограничили только торговые операции, то остальным российским компаниям — право пользоваться и распоряжаться имуществом, выводить капитал из Украины, а также остановили выполнение экономических и финансовых обязательств и т.д.
Без катафалков и школьных автобусов
Санкционная техника преимущественно коммерческая. В Украине ее использовали во многих отраслях: логистике, аграрном секторе, строительстве, перевозках. Даже похоронные конторы закупали ПАЗики.
"Российские автопроизводители представляют так называемую бюджетную группу и привлекают потенциальных покупателей доступной ценой. Разумеется, теперь продажи этой техники снизятся или вовсе прекратятся", — отметил генеральный директор информационно-аналитической группы "Автоконсалтинг" Олег Омельницкий.
В то же время проблем с поставками в Украину запасных частей, необходимых для обслуживания и ремонта уже проданной техники возникнуть не должно, говорят эксперты.
Стоит также отметить, что введение санкций против российских компаний не означает полный запрет на продажу их техники в Украине: ее по-прежнему можно будет найти в наших салонах (по крайней мере, пока не будут распроданы остатки).
Но украинские дистрибьюторы теперь не смогут принимать участие в государственных тендерах. А это для российских производителей это практически равноценно потере своей доли рынка.
Например, ПАЗ в последние годы больше был ориентирован как раз на бюджетные закупки. Ему удалось за прошлый год стать лидером по закупке школьных автобусов через систему ProZorro по формальным критериям. ПАЗы были зачастую наиболее доступными.
Что касается ГАЗов, то долгие годы он также был лидером рынка и лишь в последние 2 года начал сдавать позиции. Тем не менее, оставался одним из самых мощных игроков на рынке коммерческих автомобилей. Эти автомобили предпочитал покупать бизнесмены. Главный конек ГАЗов, опять-таки, доступная цена.
Ищут лазейки
КАМАЗ начал терять свои позиции еще до войны 2014 года. В 2014 году поставки авто этой марки в Украину прекратились, но на рынке было много "зависших" КАМАЗов, которые распродавались все эти годы.
"КАМАЗ и раньше был под санкциями. Тем не менее, предприниматели нашли способ их продавать — санкции касались юрлиц, поэтому продавцы просто перерегистрировались на ФОПы, и реализовывали их таким образом. Ведь никто не может запретить мне, как физлицу, продать мое имущество. Не исключаю, что теперь такому примеру могут последовать и другие производители", — отметил в беседе с UBR.ua Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.
С введением норм Евро-5 в Украине, о КАМАЗе начали забывать и все чаще посматривать на европейские иномарки, а также на турецкий Ford. Место КАМАЗа на украинском рынке заняли белорусский МАЗ, а также Ford, IVECO, MAN, SCANIA, VOLVO.
"Удивительно, но украинский КрАЗ не воспользовался ситуацией и так и не смог занять место российского конкурента, хотя их продукция по многим позициям схожа", — заметил Олег Омельницкий.
К примеру, как рассказали нам в Ассоциации международных автоперевозчиков Украины (АсМАП Украины) наши перевозчики используют преимущественно современные грузовики (автобусы) из Европы — Mercedes, MAN, Volvo, IVECO и другие.
"Поэтому, запрет на поставки авто российского производства на территорию Украины, никоим образом не отразится на работе отечественных международных перевозчиков", — заверили нас в АсМАП Украины.
В случае, если санкции затянутся, потребители просто переориентируются на другие бренды, и даже после возврата российских марок на рынок, их продажи уже не вернутся на прежний уровень, говорят эксперты.
"Этот же путь российская автотехника прошла в Прибалтике и странах Восточной Европы, откуда она "уехала" в 90-ые и так и не смогла вернуть себе популярность. Как бы это не банально звучало, но украинцы просто отучатся покупать эти авто. Поэтому указ очень серьезно скажется на этих брендах. Хотя Украина долгие годы была рынком №2 для ГАЗа и ПАЗа и рынком №3 для КАМАЗа", — заметил Олег Омельницкий.
Пересядут на б/у
Впрочем, открытым остается вопрос о доступности марок-конкурентов российской техники. Альтернатив украинского производства у нас нет, а иномарки украинской сборки, например, Хюндай, хоть и качественнее, но и дороже российской продукции.
В связи с этим, эксперты не исключают усиления активности на вторичном рынке, где за последнее время продажи однозначно снизились.
"Для бизнеса часто намного актуальнее аренда или лизинг техники, чем ее покупка. Однако, снижение продаж российских ГАЗ, КАМАЗ и ПАЗ наблюдается длительный период. Эти автомобили уступают в надежности и качестве своим конкурентам. В связи с чем, возможно, мы не увидим больших изменений на рынке", — подметил в беседе с UBR.ua независимый автоэксперт Сергей Довгоборский.
В то же время, по словам Олега Омельницкого, те компании, которые будут вынуждены со времен избавляться от российских авто, заменяя их более дорогими, вряд ли будут закладывать расходы на технику в стоимость своих услуг и продукции, так как существующий парк машин в Украине очень большой и на обновление приходится лишь доли процента.