Согласно Соглашению об Ассоциации с Евросоюзом, водительские права в Украине должны соответствовать стандартам ЕС.
Новый документ будет признаваться другими странами. Однако срок действия удостоверения значительно сократится, а некоторым водителям придется каждые пять лет проходить переобучение. Какие новшества ждут водителей с 2018 года, узнавал сайт "Сегодня".
Новые требования к водительским правам
Украина должна принять две директивы, которые действуют в ЕС. Новые требования больше всего затронут водителей автобусов и грузовиков. Первая директива 2006\126\ЄС относится к водителям легковых авто. Главное изменение – новый срок действия удостоверения. Сейчас права, выданные до 2011 года, – бессрочные, права после 2011-го нужно менять каждые 30 лет. По правилам ЕС права будут действительны 10-15 лет. Например, в Австрии, Финляндии, Германии, Кипре, Польше, Греции и Словакии документ действителен 15 лет. В остальных странах – по 10 лет.
Фактически эта директива вводит один стандарт водительских удостоверений для всех стран Евросоюза. Сокращение срока действия водительских прав сделает движение на дорогах безопаснее и уменьшит количество подделок документа, уверена эксперт Украинского центра европейской политики Светлана Майструк.
Для повторного получения прав нужно будет пройти медосмотр. По словам Майструк, в странах Евросоюза – это, в основном, проверка зрения у окулиста или осмотр у врача по транспортной медицине. Водители старше 50 лет будут проходить медосмотр чаще – раз в три-пять лет. Дополнительных проверок водителям легковушек проходить не придется.
"Замена водительских прав – это только административная мера. Она не требует экзаменов. То есть человек сдает экзамен только один раз", – поясняет Светлана Майструк.
Также в новом водительском удостоверении может появиться чип. На него будут записываться данные водителя и история правонарушений. Также он служит дополнительной защитой от подделок. Однако это условие Украина не обязана выполнять.
"Насколько это нужно Украине, необходимо исследовать. Европейские страны интегрированы в общую систему. Но будет ли в нее интегрирована Украина – это вопрос", – отмечает эксперт.
Также будут новые требования к водителям мопедов и мотоциклов. Им могут повысить возраст вождения до 16-18 лет и обяжут сдавать тесты. Водить крупные мотоциклы украицам могут разрешить с 24 лет.
Каждые пять лет – переобучение
Директива 2003/59/ЄС затронет профессиональных водителей. Все ее нормы Украина обязана выполнить. Так, к водителям грузовиков и автобусов выдвигаются более строгие требования, поскольку они несут большую ответственность за безопасность пассажиров и других участников дорожного движения. Профессиональным водителям придется получить начальную квалификацию. Для этого нужно пройти курс обучения из 280 часов лекций. Затем проходить обучение и менять права нужно каждые пять лет.
"Обучение нужно, чтобы обновить знания, узнать о новых средствах безопасности дорожного движения. Эта подготовка должна быть обязательной", – рассказывает эксперт по транспорту Украинского центра европейской политики Владимир Коськовецкий
Водителям автобусов и грузовиков придется проходить обучение и менять права каждые пять лет. Фото: А. Бойко.
Водителям пассажирского и грузового транспорта медосмотр также придется проходить каждые пять лет. По нормам Европейского союза, медосмотр им придется проходить в полном объеме, отмечает начальник Главного сервисного центра МВД Украины Владислав Криклий.
"Пока мы предполагаем срок действия удостоверения для водителей первой категории – 15 лет, для профессиональной группы – 5 лет. Это все еще будет рассматриваться в парламенте. Пока МВД отталкивается от этих позиций. Относительно чипа – он и вправду носит рекомендательный характер. Но стоит прислушиваться к этим рекомендациям и начинать думать наперед. Мы планируем также использовать технологию чипирования удостоверений. В МВД сервисные центры уже обеспечены оборудованием, и мы планируем предложить Верховной Раде вариант, который также вводит использование чипов", – объясняет чиновник.
Профессиональным водителям для получения начальной квалификации нужно будет сдать экзамен. Однако требования к экзаменации каждые пять лет нет. Министерство инфраструктуры уже готовит законопроект для введения в украинское законодательство норм ЕС. В то же время эксперты отмечают, что проект на данном этапе не имеет требований к начальной квалификации.
Нововведения депутаты могут рассмотреть осенью, а вступят они в силу с 2018-го.