Бензин до Нового года может подешеветь. Только за ноябрь горючее стало доступней на 1-1,5 грн. И это не предел, уверены эксперты.
За декабрь цены могут опуститься еще настолько же. Однако есть риски из-за военного положения в стране: гривня уже отреагировала.
Каких цен на заправках ждать автовладельцам в этом месяце и как на них скажется военное положение, разбирался сайт "Сегодня".
Ноябрь приятно удивил
Сейчас заправить полный бак авто бензином А-95+ дешевле на 70 гривен, чем месяц назад. Цены
упали из-за нефти и курса гривни. В среднем горючее подешевело на 1-1.5 грн/л:
А-95+ – 1.46
А-95 – 1.44
А-92 -1.29
Дизтопливо – 1.12
Автогаз – 0.57
Гривна вела себя хорошо, отмечает Геннадий Рябцев, замдиректора НТЦ "Психея". А стоимость горючего зависит от курса национальной валюты и стоимости нефтепродуктов на границе. В свою очередь, стоимость нефтепродуктов определяется через нефтяные котировки европейских агентств, которые привязаны к ценам на нефть.
Стоимость нефти с начала октября на мировых товарных биржах снизилась почти на треть. И сейчас топливо с нефтеперерабатывающих заводов попадает на автозаправки.
Но гривня подскочила после того, как Россия напала на украинские судна в Керчинском проливе. После ввода военного положения в ряде областей и неопределенности на валютном рынке снижение цен на горючее замедлилось, но не остановилось.
Чего ждать в декабре
Многое будет зависеть от гривни. Традиционно каждый год в декабре курс доллара растет из-за того, что Национальный банк начинает печатать гривню. Автозаправочные сети закупают нефтепродукты за доллары и евро. Каждый раз при закупке новых партий горючего им надо менять выручку от продаж в гривнях на валюту. Чем больше слабеет гривня, тем меньше за нее можно купить долларов и евро.
Сейчас есть большие риски панических настроений: из-за военного положения украинцы могут начать скупать валюту. Тогда гривня обвалится, а трейдерам каждую неделю нужно много валюты на закупку горючего. В таких условиях ни о каких снижениях речи уже не идет.
Могут быть проблемы и с автогазом. За месяц он подешевел на 50 копеек за литр. Но мог сбросить еще больше. Сейчас сложно спрогнозировать, какими будут цены в ближайший месяц. Дело в том, что в Украине демонтируют автогазозаправочные станции. Небольшие сети просто исчезают.
Что будет с топливом из России
Доминирующая часть автомобильного топлива поступает в Украину из РФ. Так, в плане поставок дизеля мы зависим от России, потому что в Украине работает нефтепродуктопровод, присоединенный к российским нефтеперерабатывающим заводам, по нему качается более трети горючего; еще есть поставки по железной дороге. Кроме того, риторический вопрос – как считать белорусские нефтепродукты: половина нефтеперерабатывающих заводов Беларуси принадлежит российским компаниям, и перерабатывают они российскую нефть.
Отказаться от российских нефтепродуктов мы можем, считает Александр Сиренко, но надо быть готовыми к подорожанию. Дополнительная логистика из другой страны – это плюс гривня-две на литре.
По оценкам Рябцева, 80% нефтопродуктов, которые мы импортируем, производятся в РФ. И здесь вопрос, не будет ли каких-то ограничений с украинской или российской стороны.
Запасы может делать государство – для обеспечения энергоресурсов для национальной экономики. А вот для стабилизации розничной цены на заправках запасы должны делать частные компании. Чтобы избежать, например, панических настроений, стабилизационный запас должны создавать трейдеры.
Тем не менее, ожидать блокирования поставок нефтепродуктов не стоит. Сама Россия вряд ли пойдет на такой шаг: продажа энергоресурсов является стратегическим и бюджетообразующим бизнесом РФ.